Римская мифология и религия
Трудность выявления собственно римской мифологии из-под слоя греческих напластований и религиозных трансформаций.
Малые божества. Следы тотемических верований и культа
животных. Мифологические образы волка и собаки: италийские племена,
возводящие свой род к волку; поверье о превращении людей в волков;
волчица, вскормившая Ромула и Рема, как прародительница Луперка;
сохраняющий следы инициации ритуал Луперкалии; культ звезды Сириус
(Каникула — от canis, “собака”) в созвездии Большого Пса —
жертвоприношения ему рыжих собак, дабы Сириус (“Сияющий”) не наслал
губящую посевы жару; Небесный Пес в сопоставлении с греч. Кербером.
Культ козла как символа плодородия: козел как тотем, как ипостась бога
природы Фавна, жертвоприношения козла в Луперкалиях; отождествление
козла и волка как италийских ипостасей Бога Земли.
Лары: божества дома, хранители местности, духи перекрестков.
Домашние лары, их связь с культом предков, отождествление множеств
ларов с одним Ларом (ср. русск. домового и его связь с предками); место
их культа — очаг; забота о благополучии фамилии и кара нарушителей.
Жертвоприношения ларам, в частности, как знак принятия в общину. Лары
священных рощ и жертвоприношения им, отождествление ларов рощ с
героями. Лары перекрестков (компитальные), отголоски человеческих
жертвоприношений им, их связь с богами смерти, Термином — богом границ,
Гекатой. Обычай качаться на качелях в праздник компитальных ларов,
связь качелей с символикой плодородия.
Духи мертвых. Противопоставление манов и ларов как
общемифологическое различение “своих” покойных предков и неупокоенных
мертвецов. Отождествление манов с семейными богами, ларами; их культ.
“Фасты” Овидия о домашних ритуалах.
Земледельческие боги римлян. Воnа Dеа (Добрая Богиня)
как возможная преемница образа Богини-Матери: ее анонимность, ночное
отправление культа, позднейшее отождествление с “матерью леса” Феронией
и с Гекатой. Воnа Dеа как вселенское божество в религии II в. Веста:
проявление общемирового культа “хозяйки очага”, матери-огня. Очаг в
первом зале дома как воплощение священной силы, охраняющей семью.
Государственный культ Весты: представление о том, что царскую силу
правителю дает Веста, его отражение в обычае весталок посещать царя в
Новый год; ритуальное добывание священного огня трением. Девственность
весталок как отражение девственности Весты, происходящей от образа
Богини-Матери, не имевшей супруга. Церера как богиня не только
плодородия, но и преисподней; казни преступников как жертвоприношения
Церере, ее отождествление с богиней безумия Манией. Фавн как бог
природы, покровитель стад и полей, его связь с культом волка и козла,
позднейшее отождествление с патроном Луперкалий Луперком, а также с
Сильваном. Близость культов Сильвана и Геракла, почитание Геракла
наряду с богами местности; образ Геракла в учении киников.
Верховные боги римлян. Янус (“Сообщающий ход”) как бог
начала, и, в частности, начала мира; творец мира. Двуликость Януса как
выражение его власти над прошлым и будущим. Янус как антропоморфное
выражение мировой оси. Связь Януса с ключами (как символическими, так и
физическими), отпирание дверей храма Януса во время войны и их
запирание с наступлением мира. Сатурн как культурный герой, правитель
“золотого века”. Юпитер, его индоевропейские аналоги; связь с грозой,
воинской силой, царской властью. Культ Юпитера Всеблагого Величайшего в
войсках. Марс как трансформированный Бог Земли: изначальный хтонический
и аграрный характер Марса, его связь с богами земледелия и
отождествление с Сильваном; Марс как бог-волк и предводитель волков,
посвящение ему обряда люстрации (очищения от скверны) имения.
Трансформация Марса в бога исключительно войны. Квирин как бог
народного собрания, его отождествление с Янусом. Ж. Дюмезиль о триаде
Юпитер—Марс—Квирин как воплощении трех социальных функций
индоевропейского общества (царско-жреческой, военной и земледельческой).
Римская обрядность. Авгурии и ауспиции (гадания по
полету птиц), их противопоставление: авгурии имеют общегосударственное
значение и действительны на долгий срок, ауспиции касаются частных лиц
и частных моментов, действительны на один день. Инаугурация царей.
Обряд люстрации (очищения) имения, военных трофеев и т.д. Эвокацио —
призыв к богам враждебного города покинуть его и перейти в Рим. Девоцио
— обречение воином себя и вражеского войска в жертву подземным богам.
Цицерон о религии. Религия как один из государственных институтов;
добропорядочный гражданин обязан соблюдать ее предписания, а вопрос
веры — личное дело человека, религии не касающееся (в уста верховного
жреца государства вложено фактическое принятие атеизма; Цицерон, сам
бывший авгуром, высмеивает различные формы гадания).
Религиозное мировоззрение эпохи Августа. Представление
о наступлении нового “золотого века”, возвращение к “традициям
предков”. Возрождение старых культов при Августе в соединении с культом
его гения (божества-покровителя). Развитие императорского культа (не
столько сверху, сколько снизу, из народа). Август как живой бог.
“Энеида” Вергилия” как художественное выражение мировоззрения эпохи
Августа: непосредственная преемственность начала и вершины римской
истории, “экскурсы в будущее”. “Римский миф” — вера в богоизбранность
Рима, сужденное ему величие.
Верования римлян при Империи. Формализация
императорского культа. Проникновение в Рим восточных богов
(преимущественно через греческое посредство). Переход религии с общего
плана в индивидуальный.
Римские мистерии как воплощение индивидуального стремления к богу,
забота о собственном посмертном бытии. Мистерии умирающих и
воскресающих богов (Диониса, Митры, Аттиса и др.). Психологическая
подготовка принятия христианства.
Литература
Вергилий. Энеида. М.-Л., 1933.
Плутарх. Ромул. Нума // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961.
Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего Рима. М., 1987.
Источник: http://mith.ru/alb/mith/myth08.htm |